22.09.2021
Как настойчивость и вера в свое предназначение помогли реализовать детскую мечту
Ее утро начинается с новостей, она знает, что сегодня празднуют в разных странах, разбирается в тайнах, интригах и скандалах мира шоу-бизнеса, не пропускает ни один музыкальный хит, не теряя темпа транслирует свою энергию в прямой эфир по 6 часов кряду и магией голоса дает установку на позитив. Можно рассказать еще много всего, но с этой задачей никто кроме нее самой лучше не справится. Знакомьтесь: диджей, ведущая программ радиостанции Пилот FM Полина Говоровская в интервью «Ремаго».

– Полина, как откуда и почему в вашу жизнь пришло радио?
– Это случилось в 14 лет. Не знаю, что меня так зацепило. Просто однажды я услышала приемник, настроенный на радио «Юность» – тогда это был молодежный канал на всероссийском радио, которое вещало везде. Я из Бобруйска и у нас там было радио «Могилев», которое периодически перебивалось этим каналом «Юность». Даже не знаю, что меня так привлекло… Возможно сработала генетика. Мой папа в молодости вел дискотеки, был очень социальным человеком и любил вот это все. Я с детства росла среди кассет, бобин, пластинок, все впитывала. Мне тоже хотелось вести дискотеки, быть МС, ведущей, шоувумен – кем угодно, только бы с музыкой работать.

– А про телевидение думали? Там ведь возможности гораздо шире.
– Нет. Это всегда удивляет всех. Казалось бы, профессии очень рядом находятся, но я всегда считала, что телевидение – это неподходящее место для работы в прямом эфире, для импровизации, для контакта с людьми. Мне очень важно чувствовать аудиторию. В прямом эфире это реально: всегда есть программы, звонки, СМСки – мне нравится общение, нравится «плыть» по эфиру. Конечно, есть программы, которые я заранее готовлю. Продумываю даже какие-то моменты, кажущиеся импровизацией, а на самом деле давным-давно продуманные, просто я вовремя вспомнила об этом (смеется). Мне очень нравится составлять плейлисты, нравится музыка. Я с ней работаю и как рыбка в эфире плыву.

– Свой самый первый эфир помните?
– Смотря что считать первым эфиром. Потому что до FM-станции, я работала на интернет-радио, там нарабатывала опыт.
– А разница между интернет-станцией и FM очень существенна? В чем она состоит?
– Интернет-станция – это негосударственная, некоммерческая радиостанция. Мы там и зарплату не получали, но и не получали нагоняй за какие-то свои ошибки и промахи. Это очень хорошая стартовая площадка. Там было, конечно, волнение, но я не боялась, что меня оштрафуют или будет какое-то другое наказание. Не могу сказать, что первый эфир – это было что-то сильно впечатляющее, потому что я всю жизнь как будто себя к этому готовила, знала, как и что делать. Даже когда еще ни разу еще не работала в эфире, я его чувствовала, как будто в прошлой жизни уже работала ведущей. У меня все шло по наитию: и вот эти кнопочки, и как готовить подводки, как со всем этим работать. Я очень много слушала другие радиостанции, репетировала дома, тренировалась. Даже замучила свою подружку! (смеется)

Мне кажется, любой радийщик расскажет подобную историю, со времен своих мечтаний о будущей работе. Мы садились, включали магнитофон с микрофоном, делали записи. Говорю: «Так. Бери подушку – будешь мне звонить в прямой эфир!», а сама начинаю бодренько тарахтеть: «Здравствуйте, слушатели дорогие! Тра-та-та… О! У нас есть телефонный звонок. Здравствуйте!» И подружка через подушку имитирует искаженный связью голос: «Здравствуйте! Я звоню, чтобы…» То есть, я училась общаться с людьми, брала музыкальные журналы, начитала из них новости, как будто вела какую-то программу. Я была уверена, что буду заниматься именно этим, не сворачивала с пути ни разу. Не было такого, что я почувствовала, что что-то не получается, не берут на работу – все. Это не мое. Нет. Я была уверена, что это мое призвание, и я не могу сдаваться.

– Легко ли было после интернет-радио найти работу на FM станции?
– Устроиться туда очень сложно. Я рассылала свои демо, но это, знаете, такой замкнутый круг: на радио FM берут людей уже с опытом, а где его брать – никто не говорит. Новичков садить к микрофону боятся, потому что это большая ответственность: мало ли, что тебе придет в голову, и ты это ляпнешь? Мне было тяжело найти работу на FM. Но в один прекрасный момент просто повезло: человек уезжал в Москву, освобождалось место и, видимо, в экстренном порядке искали хоть кого-то мало-мальски подходящего на эту вакансию. А программный директор на Пилот FM такой же, как и я, завернутый на радио человек-фанатик. Он сам пришел когда-то из ниоткуда, послушал мои демки… Я не знаю, что он там услышал, но сказал: «Она раскроется и будет работать. Она придет и будет делать радио». Меня пригласили на собеседование. Думаю, моя карьера началась с большой ошибки: меня посадили в пару с профессиональной ведущей – хотели делать женское радио-шоу. Мне 25 лет, опыта работы вообще никакого, а рядом сидит человек, на чьих эфирах я училась! Это было тяжело, потому что, естественно, звезда одна она, а я такая пионерка рядышком. Чему я научусь? Это в большей степени дискомфорт. Потом уже мне доверили собственные эфиры, и я стала работать самостоятельно.

– Все сразу пошло гладко? Или были какие-то непредвиденные моменты?
– Я долго боялась сама за пульт садиться. Поначалу рядом сидел звукорежиссер, который все дела, а я только говорила во включенный им микрофон. Программный настаивал: «Настоящий ведущий должен чувствовать свой эфир, входить в него, выходить. Ты должна все делать сама! В этом и суть. Это не просто в студию пришел человек, выразил свою мысль, а за него все сделали. Нет!» И вот я садилась за пульт с трясущимися руками, пару раз бывало, что микрофон забывала выключить и очень эмоционально выражала свои мысли, но (слава Богу) без нецензурных слов (смеется).

– Много правды в комедии «День радио»?
– Да-а-а… (смеется) Но все зависит от коллектива. Потому что есть коллектив зануд – такие олдскульщики, которые пришли, отработали и ушли. А вот когда есть люди с безуминкой, с придурью – бывает всякое творится за эфиром. У нас станции разделились на две части: одни практикуют веб-камеры в студии, другие убеждены, что они не нужны. Во-первых, потому, что нужно сохранять вот это все таинство. Зачем камеры? Люди же слушают! Да и на что смотреть? Ну, сидит в наушниках человек, говорит в микрофон… Но столько всего происходит во время эфира! Человек даже может читать новости серьезным голосом, а в этот момент кто-то стоит сзади и делает ему массаж плечевого пояса. Это смешно, потому что когда я, например, выпускаю новости, я даже слышу, как меняется интонация ведущего, появляется мягкость в голосе и чуть ли не мурчание готово прорваться в эфир (смеется).

– У вас есть голос для радио, голос для жизни, голос для закадровой начитки на телевидении, для озвучки рекламных роликов?
– Конечно да! Иногда я не успеваю «переключаться» после эфира, и когда мы с мужем идем, например, в магазин, а я все еще громко, экспрессивно разговариваю своим поставленным радиоголосом. Мы обсуждаем, что купить, и он меня постоянно одергивает: «Потише, пожалуйста, поспокойнее. Ты уже не на работе» (смеется).

– Ну, наверное, семья, родные, близкие, друзья уже изучили 50 оттенков голоса Полины?
– Наверное, уже да. Я же занимаюсь еще и озвучкой закадровых текстов. Приезжаю к своим маленьким племянницам, включаю телевизор, где звучит мой поставленный голос, пытаюсь саму себя пародировать, сидя с ними на диванчике, а они говорят: «Ой, это ты там в телевизоре! Мы тебя узнали!»

– Включаете опцию «радиоголос», когда надо сантехника, например, вызвать или в других бытовых ситуациях? Узнают часто?
– Да конечно. Я очень люблю в такси ехать и своим поставленным голосом что-нибудь объяснять. Иногда бывало, что и узнавали. Но это если повезет! (смеется) Если таксист слушает Пилот FM, он сразу узнает знакомые нотки и такой поворачивается с удивленным видом…
– Откуда звук? Кто здесь?
– Да-да! Было и такое.

– Коль скоро голос – ваш рабочий инструмент, как вы его сберегаете? Есть ли правила, которые нельзя нарушать? Семечки, орехи любите?
– Конечно, грешу! Понимаю, что это плохо, но кофе, например, это вообще мой допинг. Без него совсем никак, но если его выпить сразу перед эфиром, будут большие проблемы. Кофе обволакивает связки. Я стараюсь, чтобы у меня было время попить потом водички и привести все в норму. Я вообще стараюсь побольше воды пить. Поняла, что благодаря жидкости, гораздо легче говорить, но жесткие какие-то правила не соблюдаю.
– Про пользу для голосовых связок сырых яиц врут люди?
– Не знаю, я их просто не пью! (смеется)

– А нет сожаления, что вы не застали время, когда радиоточка было в каждом доме, в каждой квартире был радиоприемник? Сейчас радио, наверное, больше для автомобилистов?
– Да, сейчас очень сложно. Когда я росла, я романтизировала эту работу. Думала, радио – это для меломанов. Раньше, например, было радио Стиль: у них был такой формат, где у каждого ведущего – своя музыкальная подборка. Они составляли плейлисты в соответствии со своим музыкальным вкусом –это было круто! Диджеи были личностями. Характер, музыкальные предпочтения, какие-то мысли – все это разрешалось. Сейчас, к сожалению, всех ведущих – я рассматриваю радиостанции своего формата – делают как под копирку. Они взаимозаменяемы. То есть, работает человек здесь, а если он перейдет на другую радиостанцию такого же формата, к сожалению, никто и не заметит подмены, потому что они все одинаковые.

– Но есть же и сегодня какие-то «фишки», которые должны отличать именно вашу радиостанцию? Например, по целевой аудитории…
– Не знаю, как там с целевой аудиторией, но нас точно отличает наш программный директор, который дает нам свободу. Когда я пришла 10 лет назад, мне сказали: «Рамок никаких нет. Да, у нас есть программы, есть выстроенная сетка, музыкальный формат. Но если ты захочешь пошутить, посмеяться, что-то по-своему сделать – этого мы не запрещаем». То есть, меня не зажимали в рамки и, возможно, сейчас меня это даже немного пугает. Потому что если мне вдруг (не дай Бог!) придется переходить работать куда-то в другое место, мне будет уже не так комфортно. Понимаю, что руководство везде разное и придется подстраиваться под его мнение, вести себя уже по-другому. Здесь мне позволили раскрыться и быть такой, какая я есть, а не подбирать под себя какой-то образ. Хотя… Пытались поначалу сделать из меня секси-леди. Пояснила, что ну год я смогу так поиграться, но ведь рано или поздно я просто сдамся, и вылезет наружу моя настоящая сущность. Все поймут, что я совсем не такой человек.

– Да уж. На цыпочках долго не простоишь и в полуприсяде далеко не уйдешь…
– Тем более, если не надо думать, как себя вести, гораздо проще выражать свои мысли, общаться с разными людьми и вообще заниматься своей работой.
– Когда постоянный мониторинг событий на музыкальном рынке, составление плейлистов стали частью работы, музыка лично для вас не утратила своего прежнего значения? Не произошла ее девальвация как духовной составляющей внутреннего мира?
– Нет, потому что у меня есть плеер с моим личным плейлистом и вдохновение я получаю от другой музыки. Не всегда от той, что звучит на радио. Может быть, процентов 30 от того, что звучит в эфире, мне действительно нравится. Все остальное я научилась воспринимать как продукт, с которым работаю. Конечно же, я должна помнить, что если люди слушают радио, то им такое нравится. Я не имею права преподносить это как: «Вы извините, но это какая-то безвкусица». Научилась уважать музыкальные вкусы других людей, хотя первое время это было сложно. Когда я работала на интернет-радио, там была исключительно электронная танцевальная музыка – это вот вообще моя тема! Попсу и все остальное я тогда считала каким-то позором (смеется). Это был мой инфантилизм.

Сейчас электронную танцевальную музыку не считают коммерческой. Когда я пришла на FM и столкнулась с другой музыкой, во мне шла внутренняя борьба. Потом смирилась: придется слушать попсу, потому что я с ней работаю. Кстати, музыкальный формат для меня тоже очень важен. Я не тот диджей, которого можно на любую радиостанцию пригласить. Например, я работала с современной музыкой, а потом пошла бы на Ретро FM. Нет. Я бы смогла, конечно же, адаптироваться, но не получала бы такого удовольствия. Не было бы этого драйва постоянного, когда ты слушаешь музыку, выходишь в эфир и прямо «А-а-а!!! Ребята! Как круто!!!» Эмоции очень важны.

– Вы дружите с радийщиками с других станций или вы прямо конкуренты-конкуренты?
– Знаете, я бы с удовольствием дружила, но почему-то получается так, что очень многих заведомо настраивают друг против друга. Есть, конечно, знакомые, но чтобы мы встречались, что-то обсуждали… К сожалению, нет. Есть буквально пару человек, и то мне довелось с ними познакомиться в Санкт-Петербурге на ежегодной радиоконференции, где собираются представители разных стран. Получилось, что только там я смогла познакомиться со своими белорусскими же коллегами. Мы жили в гостинице, общались. С кем-то просто познакомились, а с кем-то остались друзьями и где-то раз в полгода можем встретиться, кофе попить.

– А есть какая-то принципиальная разница в работе российских, украинских или белорусских радийщиков? Национальная специфика прослеживается?
– Не могу сказать, потому что у меня нет такого большого опыта общения. Если говорить о конференции, то конечно все были дружественно настроены, потому что… Ну, какая там конкуренция? Собрались такие же сумасшедшие! Я была очень рада тому, что я увидела людей, которые так же больны радио, как и я. Мне этого очень не хватает! Даже у себя на радиостанции. У многих дети, кредиты, семьи, квартиры… Они от работы как-то отстраняются и уже больше погружены в свои какие-то заботы. А мне хочется обсудить новую песню, поговорить на многие темы. Я все еще больной радио человек (смеется).

– И не выздоравливайте! Это здоровая «сумасшедшинка» делает просто людей интересными людьми. Понятно, что голос уже поставлен, навыки доведены до автоматизма, а что делать с настроением? Ведь радийщику ничто человеческое не чуждо, а в жизни всякое случается? Как настраиваете себя на эфиры в не самые лучшие дни?
– Не знаю… Оно само так получается. Я благодарна своей работе в том числе и за умение отключаться на какое-то время. Хотя я и в школе к экзамену за день готовилась. Просто говорила себе: «Я подумаю об этом завтра».

– Как Скарлетт О’Хара в «Унесенных ветром»?
– Да, я почему-то всегда жила по такому принципу. Не хотела лишний раз нервничать, волноваться, переживать и заставлять себя заниматься решением каких-то проблем, если я смогу это сделать это потом, а эффект все равно будет один и тот же. Так и на работе. Помню, что я прекрасно вела эфиры даже в момент, когда потеряла близкого человека. Но я просто для себя решила: вот сейчас на четыре часа мне необходимо отгородиться, абстрагироваться и все… Сейчас, когда уже есть опыт, гораздо проще. Можно на автомате работать, потому что ты уже схему понимаешь: где новость рассказать, где про песню, где что. Научилась управлять интонацией, на улыбке это все это преподносить. Не хотелось бы частить с такими моментами, потому что я за искренность и честность. Хотя иногда были моменты, когда кто-то из слушателей почувствовал мои эмоции и даже писал (хотя я вроде бы говорила как обычно), что со мной что-то не то и на самом деле я не такая.

– Ваш случай – это одно дело на всю жизнь? Или есть уже какие-то мысли, что если не радио, то можно себя попробовать в чем-то другом?
– У меня к радио добавились только озвучки закадровых текстов. С рекламными роликами я очень долго боролась, потому что, несмотря на творческую профессию, их запись для меня проблематична. Не знаю почему, но я дико стесняюсь, когда нужно играть, передавать какие-то эмоции… Мне казалось, я просто устраивала клоунаду перед микрофоном и это все нечестно (смеется). Просто через себя переступала. Чтобы совмещать еще какую-нибудь профессию – нет. Очень многие радийщики работают ведущими свадеб, корпоративов, но я сторонник того, чтобы не смешивать эти две сферы. Потому что, как показывает практика, ведущие, которые приходят со свадеб и других мероприятий, они привносят совершенно другую подачу. Рано или поздно из них все равно вылезает вот этот конфЭрансье. Я же – ведущий, который разбирается в музыке, интересуется, что происходит в шоу-бизнесе. Мне это интересно. Как правило «свадебщики» они что-то из разряда «сейчас я здесь как-то искрометно пошучу, всех развеселю»…

– Вальяжные, расслабленные, с нотками панибратства?
– Да-да-да! А я больше за радиожурналистику. Мне всегда обидно, когда приходят новые люди – особенно молодое поколение – и у них такой интересный подход: они считают, что если три раза представились в эфире, то уже стали звездами и могут за еще большую стоимость идти и проводить корпоратив. То есть, большинство приходит в эту профессию для пиара. Возможно, в Москве такой подход и оправдан. Там радийщикам приходится этим заниматься. Они делают себе имя в СМИ, а потом уже зарабатывают деньги на жизнь ведением и участием в каких-то мероприятиях. А я нет. Вроде бы я и работаю с большой аудиторией, но я ее не вижу. А когда стою с микрофоном на сцене и вижу людей – это уже не то. Я люблю камерность. Мне нравится в наушниках слышать себя, когда я могу сконцентрироваться, сформулировать свои мысли. А работать с аудиторией – это вообще другой формат. Я поражаюсь людям, которые умеют это делать, у них это получается. Ничего против не имею, но сама – нет.

– Вы самоучка чистой воды или где-то учились работе именно на радио?
– На самом деле, я даже дикции нигде не училась. Даже если послушать мои первые эфиры на интернет-радио – это небо и земля по сравнению с нынешними на FM. Я сама себя не узнаю! У меня папа – тролль еще тот! (смеется). Когда он меня иногда встречает на машине, включает запись. Ну, вроде бы музыка играет, а потом кто-то начинает говорить. Я слушаю и думаю: «Господи, что она несет? Что за голос? Что за присвисты? Что за звуки?» А потом папа смеется и говорит: «Это же твои первые эфиры на интернет-радио!» Он все записывал! Серьезно! (хохочет) У меня был опыт, когда я проходила практику на небольшом телеканале в Минске. Работала я там корреспонденткой. Я смотрю свои первые сюжеты и слышу свою закадровую начитку: «Мяу-мяу-мяу. Мяу-мяу-мяу» (смеется). Меня никто не учил и, к сожалению, не было таких возможностей. Это сейчас есть курсы радиоведущих, есть какие-то специальные школы. Можно голос поставить просто для себя, для жизни научиться правильно дышать и уверенно общаться с людьми. В мое время этого не было. Я просто сама сидела дома и очень много слушала. Я человек, который воспринимает информацию аудио. Я не читаю книги, я их слушаю – мне так проще.

– Вы продолжаете заниматься саморазвитием или считает, что уже достигли той высоты с которой можно и самой преподавать?
– На счет преподавания – это вообще отдельная история! Несколько лет назад меня приглашали в федеральную школу радио. Коллеги зарабатывают баснословные суммы на всевозможных курсах, но мы с нашим программным директором, наверное, какие-то неправильные люди. Возможно, мне и есть что рассказать, но я настолько не уверена в своем профессионализме… После каждого эфира анализирую все, что произошло. Сама себя ругаю за какие-то неправильные вещи. Понимаю, что где и как пошло не так, как больше не стоит делать. Я до сих пор занимаюсь самокопанием и пытаюсь узнавать что-то новое. До сих пор не считаю, что я имею право кого-то чему-то учить. Недавно было у меня такое предложение от московской журналистки, которая организовала онлайн-курсы. Они даже больше не для радийщиков, а просто для людей, которые хотят говорить красиво и ровно. На курсы приглашались слушатели из разных стран – русские, которые просто живут за границей. Набирали 30 человек, каждый из которых делал какие-то домашние задания, наставники их отслушивали, каждому указывали на ошибки. А я понимаю, что нет! Я так не смогу. У меня своих ошибок очень много! А вдруг я человеку их передам? Нет-нет-нет!!!

– Не хотите прибиваться к табору инфоцыган? Становиться коучем, тренером, экспертом? Могли бы неплохо заработать…
– Я вообще не про деньги. Серьезно. Я работаю на Пилот FM, но есть же станции, где платят больше, бонусов там больше и мне предлагали перейти туда. Но я объясняла, что для меня творческая свобода на первом месте. Я надеюсь, что никогда не наступит момент, когда мне придется переступить через себя, потому что мне нужны будут деньги. Просто идти работать на радио ради денег – вообще не моя история. Это хобби, мечта, это то, к чему я шла и сейчас получаю от своей работы огромное удовольствие. Мне ни в коем случае не хочется это терять!

– Спасибо, Полина, что согласились встретиться несмотря на шесть часов работы в прямом эфире. Благодарю за откровенные ответы и пусть всегда звучит радио!
Беседовала Алена Кореневская.
Читайте нас здесь:
https://www.instagram.com/remago.by/
https://ok.ru/group/61474585444559
https://www.facebook.com/remago.by
Оставьте комментарий